Звоните: 8-924-140-11-40 или 8-914-598-00-30|Приходите к нам: г.Благовещенск, ул.Зейская, 126|Пишите: stupenki28_official

Детские художества помогают понять психологию ребёнка

Главная/Пресс-центр/Детские художества помогают понять психологию ребёнка

Информация из газеты «Моя Мадонна» от 30 апреля 2014г.

Детские художества ­ не только способ развить творческие наклонности «начинающего Пикассо», но и возможность узнать о ребенке что­-то новое.

Рисуночные методики давно зарекомендовали себя среди профессиональных психологов, ведь то, о чем малыш не может сказать вслух, он выплескивает на бумагу. Как правильно «читать» детские творения, рассказывает детский психолог Алена Рязанцева.

Алена, о чем может рассказать рисунок ребенка?

— Рисунок дает представление об общем интеллектуальном развитии, об отношении малыша к себе, родителям, ровесникам, о склонности к агрессии и так далее. Хочу оговориться, что «ставить диагноз» по одному только рисунку неправильно — злобный монстр в альбоме, появляющийся раз или два в год, может быть обычным проявлением недовольства. Но если сюжет регулярно повторяется в течение 3-6 месяцев, не лишним будет обратиться к психологу для комплексной оценки состояния, ведь любые графические методики эффективны только в сочетании с основными, классическими методами.

Все знают, что каждый цвет символизирует то или иное душевное состояние. Если ребенок все рисует черным цветом, это свидетельствует о депрессии?

— С таким вопросом часто обращаются мамы малышей. Скажу сразу: до 5 лет цвет в детском рисунке не имеет особого значения. Черная краска в представлении крохи ничем не хуже красной или зеленой, более того, 2-3-летние дети часто выбирают именно черный, так как считают его самым ярким (по контрасту с белым листом).

Нередко педагоги плохо рисующего ребенка «записывают» в отстающие. Это правильно?

— Не всегда. Если ребенок рисует значительно хуже своих сверстников, это может означать, что у него всего-навсего отсутствуют навыки рисования (к слову, развить их не так уж сложно, стоит только заинтересовать малыша). Однако если 8-9-летний школьник изображает человека в виде головонога, машина на его картинке больше похожа на домик, а домик на собаку — стоит озаботиться этой проблемой.

Чтобы оценить атмосферу в семье, ребенка часто просят нарисовать семью, на что при этом нужно обратить внимание?

— Во-первых, стоит убедиться, что изображены все члены семьи. Отсутствие кого-то говорит о том, что ребенок не может найти с ним общий язык. Если малыш не нарисовал себя, возможно, в родной семье он чувствует себя не- уютно. Изображая на рисунке «лишних» членов семьи, которых в действительности нет, юный художник выдает свои желания: так, ребенок, растущий в неполной семье, дорисовывает отсутствующего папу. Важно, как расположены родственники, ближе к себе малыш изображает того, с кем больше налажен контакт. Кстати, любимому члену семьи малыш уделит больше внимания и при прорисовке деталей: пальцев, пуговок, карманов и т.д. Фигура мамы изображена крупнее папиной? Признак того, что все важные вопросы в семье решает мама. Обратите внимание и на то, чем заняты родственники.
Объединены общим делом — хорошо, сидят по своим комнатам — ребенку не хватает общения.

Ребенок с нежеланием ходит в детский сад. Можно ли узнать причину через рисунок?

— Существует экспресс-тест «Я в детском саду». Посмотрите, где нарисовал себя малыш: в кругу других детей или стоящим в сторонке? Поинтересуйтесь, почему. Проверьте, нет ли кого-то изображенного со свирепым лицом, большими зубами, пальцами. Если такой есть, спросите, как его зовут, может быть, этот Петя, пускающий в ход кулаки, и является причиной нежелания вашего малыша идти в сад.

Сейчас распространены пальчиковые краски, рассчитанные на младенцев чуть ли не с рождения. Способствует ли такое раннее творчество развитию художественных талантов?

— Начинать рисовать с малышом стоит ближе к году, если очень хочется — с 8 месяцев, когда ребенок уверенно сидит. Но не стоит возлагать на эти «уроки» большие надежды: здесь речь идет скорее об эмоциональном развитии, нежели о тренировке художественных навыков. Более ранние занятия не принесут вреда, но и пользы от них особой не будет.

Это нормально, если:

— мальчик 6-7 лет часто рисует скелетов, драконов, пауков, скорпионов, змей, оружие — так — мальчишки борются со страхами;
— девочка 6-8 лет увлекается свадебными сюжетами, принцессами, бантиками — это естественное стремление к красоте и гармонии;
— ребенок 5-6 лет иногда рисует гениталии — это проявление обычного любопытства по любому поводу вообще, и по этому в частности;
— ребенок 6-8 лет пытается рисовать свои представления о смерти — выработка психологической устойчивости в вопросе смерти;
— школьник часто рисует войну, драки, скандалы — таким образом он сбрасывает напряжение, негативные эмоции в изображении.

Стоит насторожиться, если:

— в рисунках постоянно повторяются одни и те же сильно заштрихованные детали;
— рисунок часто порван от сильного нажима на карандаш;
— изображение человека перегружено продольными или поперечными линиями;
— ребенок дошкольного возраста перегружает изображение мелкими деталями;
— ребенок старше четырех лет рисует необычное количество рук, ног, глаз, ушей;
— ребенок старше пяти лет постоянно «пропускает» в рисунках одни и те же детали (глаза, уши, нос, шею, рот, пальцы);
— ребенок старше пяти лет рисует «пустые» глаза или обозначает их точками;
— среди изображаемых живых существ большинство — с зубами, клыками, шипами, рогами, когтями.